Статья

Спасай двигатель!

УДАЛЕНИЕ КАТАЛИЗАТОРА

Многие автовладельцы корейских автомобилей наслышаны о проблемах с катализатором и последствиями его выхода из строя. Если вы оказались на этой странице, пожалуй, это информация каким-то боком дошла и до Вас. Попробуем проинформировать Вас более детально о данной проблеме и ее решении в формате вопрос-ответ:
ИТАК, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КАТАЛИЗАТОР И ДЛЯ ЧЕГО ОН ПРЕДНАЗНАЧЕН?
Катализатор является частью выхлопной системы автомобиля и служит для нейтрализации вредных для человека и окружающей среды оксидов азота и углеводорода. Полное название устройства – «каталитический нейтрализатор» Внутри корпуса данного устройства располагается керамическая конструкция, состоящая из множества сот.
ЧТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ С КАТАЛИЗАТОРОМ И ЧЕМ МНЕ ЭТО ГРОЗИТ?
Самый плачевный сценарий повреждения катализатора — это разрушение керамики. Иными словами, она начинает крошиться. Именно этот сценарий и является самым распространенным у представителей корейского автопрома, особенно у брендов Kia и Hyundai. «Ну и что?» – скажете вы, «ну сыпется, и хай с ним». Но все не так просто. Вся трагедия в том, что т.к. он состоит из керамической основы и если он начинает сыпаться, то выделяется керамический песок (который очень прочный). Его (этот песок) может засасывать в цилиндры двигателя, потому что у корейских автомобилей катализаторы расположены очень близко с мотором). Если этот «песок» попадает в мотор, он оседает в первую очередь на кольцах поршня и работает как абразив, изнашивая стенки цилиндра. Отсюда вам задиры и быстрый выход из строя двигателя, а значит придется делать капитальный (дорогостоящий) ремонт двигателя, стоимость которого порой превышает 100 000 рублей.
ПОЧЕМУ ЖЕ КАТАЛИЗАТОР РАЗРУШАЕТСЯ? ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
  • Что касается причин, по которым катализатор выходит из строя (разрушается), таких причин существует достаточно много. Вот некоторые из них:
  • Неправильная работа системы зажигания (пропуски зажигания). В итоге несгоревшее в одном цилиндре топливо тут же поджигается и горит в катализаторе;
  • Механическое повреждение каталитического нейтрализатора
  • Добавление присадок в бензин
  • Термоудары
  • Но основная причина выхода из строя катализатора — зачастую сомнительное качество бензина. Низкокачественный бензин горит медленно, поэтому взрыв смеси происходит наполовину в камере сгорания, а наполовину в выхлопной системе, над поверхностью катализатора. Все это еще и усугубляется особо близким расположением катализатора к мотору у «корейцев». Что касается причин, по которым катализатор выходит из строя (разрушается), таких причин существует достаточно много. Вот некоторые из них:
  • Неправильная работа системы зажигания (пропуски зажигания). В итоге несгоревшее в одном цилиндре топливо тут же поджигается и горит в катализаторе;
  • Механическое повреждение каталитического нейтрализатора
  • Добавление присадок в бензин
  • Термоудары
Но основная причина выхода из строя катализатора — зачастую сомнительное качество бензина. Низкокачественный бензин горит медленно, поэтому взрыв смеси происходит наполовину в камере сгорания, а наполовину в выхлопной системе, над поверхностью катализатора. Все это еще и усугубляется особо близким расположением катализатора к мотору у «корейцев». КТО В ЗОНЕ РИСКА?
Статистика по стране и наш опыт капитального ремонта двигателей (зачастую «благодаря» рассыпавшемуся катализатору) говорят о том, что в зоне риска находятся следующие модели: Ceed, Cerato, Rio3 и Rio4, Creta, Sportage 3, Sportage 4, Soul, i40, Optima, ix35, i30, Elantra, solaris, Sorento, SantaFe. Гарантировать что подобная ситуация не наступит с другими моделями корейского автопрома нельзя. Рано или поздно катализатор все равно потребуется удалить (заменить), т.к. он либо разрушится, либо забьется.
МОЖНО ЛИ ВЫ ПРЕДУГАДАТЬ КОНЧИНУ КАТАЛИЗАТОРА?
Если речь о некорейских марках, то да. Там «check engine» (сигнал неисправности двигателя) загорается заблаговременно. У «корейцев» же «чек» появляется, когда катализатор разрушился и керамический песок попал в мотор. Смотреть эндоскопом не всегда эффективно, так как катализатор может расплавиться изнутри. Еще можно проверить противодавление катализатора. Но, ни одна из диагностик или проверок не сможет указать остаточный срок службы катализатора.
НА КАКОМ ПРОБЕГЕ НАДО УДАЛЯТЬ КАТАЛИЗАТОР?
Мы можем лишь порекомендовать сделать это как можно раньше, пока еще нет проблем. К нам частенько обращаются автомобили с пробегом всего 15 — 20 тыс. км (бывало и до 10 000 км.), у которых катализатор уже рассыпался (и требовался ремонт двигателя).
РАЗВЕ Я НЕ МОГУ СДЕЛАТЬ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ ПО ГАРАНТИИ В СЛУЧАЕ РАЗРУШЕНИЯ КАТАЛИЗАТОРА?
Сделать это будет крайне проблематично, так как гарантия на катализатор у всех корейцев до 2016 года всего навсего 1000 км и весь ремонт естественно будет за счет владельца. Проблема с катализатором осталась и у новых «корейцев». Концерн Hyundai\Kia не стал менять настройки двигателя и повышать качество керамики в катализаторе. И несмотря на то, что гарантия на катализатор с 2016 года стала уже 100 000 км или 3 года. Надеяться на нее можно только, если подтвержден производственный дефект (брак катализатора). А по факту, как правило, дилер избегает гарантийного ремонта под любой формулировкой. Основная - это "некачественный бензин". И это зачастую действительно так, и повторимся – конечно же влияет негативно сам фактор близости расположения катализатора к двигателю. Поэтому все заканчивается практически всегда отказом дилера от гарантийного ремонта двигателя.
И ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? И КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРАКТИЧЕСКИ НЕМИНУЕМЫХ ПЕЧАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ?
Оптимальный вариант, чтобы ездить спокойно - это удалить катализатор не дожидаясь, когда он начнет разрушаться, тем более что как уже говорилось выше – предугадать этот процесс очень сложно (велико влияние залитого топлива, которое проверить возможности нет).
БЕЗОПАСНО ЛИ ЭТО ДЛЯ МОЕГО АВТОМОБИЛЯ?
Да, это безопасно! Катализатор не несет никакой жизненно важной функции для двигателя. Он просто очищает выхлопные газы.
КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕДУРА УДАЛЕНИЯ КАТАЛИЗАТОРА?
Процедура включает в себя несколько шагов:
1. Удаление содержимого катализатора. Для этого необходимо разрезать катализатор по длине или ширине, а затем тщательно очистить его внутренности — убрать ячейки, на поверхности которых происходит химическая реакция. т.е. выбить всю его керамическую начинку.
2. Далее можно поступить следующим образом:
  • Заменить катализатор на новый. Этот вариант никто не использует, т.к. это не решит проблемы возможного разрушения нового катализатора, да и стоимость нового катализатора начинается от 30 000 рублей и может достигать 100 000 и более.
  • Ничего не делать и ездить с пустым корпусом. Но это полумера, ведь выбивая катализатор, вы оставляете пустую банку, которая будет греметь непрерывно, и вы это услышите, как и все окружающие. Так же раскаленные газы ничто не будет остужать, а значит копите деньги на замену первой банки глушителя, ведь она очень скоро начнет прогорать.
  • Установка пламегасителя вместо поврежденной части. Именно этот вариант решения проблемы мы советуем нашим клиентам. Его и по статистике выбирает большинство автомобилистов. Данное решение является оптимальным как по эффекту, так и по стоимости самого решения проблемы, ведь стоимость пламегасителя зачастую не превышает 2000 рублей, что в десятки раз дешевле нового катализатора.
Пламегаситель представляет собой трубу с камерами для снижения скорости и температуры газов и имеет двухслойный корпус. Он способен работать с топливом любого качества.
Установка пламегасителя не только позволит добиться тихого выхлопа (так как он гасит шум), но и сохранит стоящую за катализатором гофру глушителя от прогорания. Также плюс пламегасителя заключается в надежности его конструкции, которая должна прослужить более 10 лет. Сам пламегаситель вваривается внутрь пустого корпуса катализатора.
3. Третий этап это перепрошивка электронного блока управления автомобилем (ЭБУ). Без этой процедуры практически не обойтись. Объясним почему: Если катализатор удалить из автомобиля экологического класса ЕВРО-3 и выше (а это практически все современные иномарки), то ЭБУ будет включать ошибки на панели в виде значка Check Engine (неисправность двигателя), а также запускать аварийный режим, при котором ограничивается мощность автомобиля и повышается расход топлива. Для того, чтобы избежать ошибок, аварийных режимов и увеличения расхода необходимо программное отключение его контроля (отключение второго датчика кислорода), другими словами перепрошивка ЭБУ. После перепрошивки устраняются все ошибки и выключаются связанные с этим аварийные режимы. После проведения всех вышеуказанных процедур, «перспектива» разрушения катализатора и последующего капитального ремонта двигателя, уже не будет грозить автовладельцам никогда.ДЕЛАЕМ ЛИ МЫ ВСЕ ЭТО??
Да конечно, и делали уже сотни раз, впрочем, как и капитальные ремонты двигателей. Поэтому, понимая всю серьезность последствий разрушенного катализатора, советуем не затягивать с решением этой потенциальной и непредсказуемой проблемы, особенно учитывая то, что стоимость удаления катализатора примерно в 10 раз меньше стоимости капитального ремонта двигателя.